ГККП «Ясли-сад №16 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»
Контактная информация: г. Костанай, ул. Садовая, 102,Тел.: 8(7142) 27-60-70, 8(7142) 27-67-70 Email: sadik16@kst-goo.kz
Буклет для родителей по развитию речи для детей ЗПР
Уроки по стимулированию речевой активности детей
1 ЭТАП. Необходимо добиться у ребенка желания разговаривать.
Попробуйте сделать следующее:
Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту».
2 ЭТАП. Формируем речь.
Для этого взрослый (мама, папа, бабушка и т.д.) должен организовать общение с ребенком в процессе совместной деятельности или игры.
Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!
Например, во время прогулки, одевания и еды, многократно проговаривает названия простых предметов (куртка, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка., разворачивая перед ребенком диалог -образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего.
Например, достаем и надеваем на ребенка куртку. Взрослый: Что мы достали? — Куртку Что это такое? — Куртка Что сейчас мы надели? — Куртку. Потом стали надевать на ребенка шапку. Что мы достали? — Шапку. Что это такое? — Шапка. Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.
И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
После вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.) Например: - Принеси тарелку. Что ты принес? (пауза 5-10 сек.) Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка... Что это?.. Это тарелка. И т.п.
Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах. Например: - Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «та-рел-ка». - Еще раз та-рел-ка. - Давай вместе та-рел-ка. Молодец!
Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил за движением губ.
- Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз сколько производятся оречевляемые действия. Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Не бойтесь перехвалить ребенка Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его. Быть может, это вы делаете что-то неправильно… Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки поощряются, взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему.
Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.) Ребенок. Ика. Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного. Вопросы для стимуляции речи:
При таких формулировках вопроса создается речевая ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово. В качестве поощрения ребенок получает искомое. Полезно рассказывать об успехах ребенка в его присутствии другим. Можете попытаться показать его достижения: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай».
Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными. |
||